Skip links

Промежуточный отчет по гранту № 19-010-00839

Моделирование определяющих треков совместного социально-экономического развития региональных высших учебных заведений и территории

Одним из главных условий успешного современного общества становится грамотное с экономической, социальной и логико-математической точки зрения развитие институтов высшего образования. Подобная проблематика имеет важное значение в регионах РФ особенно   это наглядно проявляется на небольших депрессивных территориях Северного Кавказа. Практически все республики СКФО являются регионами с незначительными масштабами и ограниченным потенциалом сектора высшего образования, однако, уровень их влияния на развитие территории различен. Так, например, в Чеченской республике высшее образование является драйвером регионального развития, в Республике Ингушетия оно определено как имеющее высокий уровень влияния, а в Республике Северная Осетия — Алания и КЧР — как система с низким уровнем влияния. Кабардино-Балкарская система регионального высшего образования определена как система с умеренным уровнем влияния на территорию. На нынешнем этапе ощутимый вклад системы регионального высшего образования Кабардино-Балкарии можно дифинировать лишь в части влияния в инновационное развитие региона, к сожалению, вклад в экономическое развитие и в развитие человеческого капитала резко снижен.

В качестве научной основы процесса распознавания ролей треков развития выбрана теория триплекса, которая наглядно отображает синергетические взаимосвязи образования, инноваций и властных, исполнительных и общественных структур региона. 

Для построения главной модели и ее субмоделей были выполнены, в первую очередь, задачи общего плана реализации проекта, анализирующие предметную область.

Проведен анализ социально-экономической ситуации в регионе за прошедший 2018 год и первую половину 2019 года. Выявлены основные индексы социально-экономического развития региона, наиболее открыто влияющие на финансово-экономическое состояние высших учебных заведений Кабардино-Балкарской Республики. Определено, что указанными индексами, способными осуществлять давление на жизнедеятельность региональных вузов, являются в первую очередь: валовый региональный продукт, индекс промышленного производства, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячная заработная плата по региону и т.д. На основании данных мониторинга эффективности деятельности вузов выявлены основные индикаторы финансовой и экономической деятельности регионального высшего учебного заведения, которые находятся в прямой зависимости от социально-экономического состояния территории. Проведен сравнительный анализ возможностей вузов КБР, определен регулятор рынка образовательных услуг (высшее образование) в регионе. В качестве первоначальных индикаторов вклада в экономическое развитие региона выбраны: объем средств, который формируется университетами за счет налоговых отчислений, размер налога на доходы сотрудников вузов (НДФЛ), объем финансовых средств университета в расчете на численность приведенного контингента, платежеспособный спрос на высшее образование, траты студентов из других регионов на оплату обучения и проживание, отношение заработной платы профессорско-преподавательского состава  к средней заработной плате по региону.

С целью корректировки предметной области модели определены вызовы, критически влияющие на экономико-социальное развитие вуза. К внешним вызовам, влияющим на единое образовательное пространство КБР относятся: неблагоприятная демографическая ситуация в регионе – невысокое количество населения возраста поступления в вузы; падение спроса на платные образовательные услуги ввиду неблагоприятной экономической ситуации в регионе; сокращение бюджетного финансирования вузов, расположенных территориально в КБР; низкие баллы ЕГЭ школьников, поступающих в университет; разрыв образовательных результатов у выпускников школ и СПО республики, затрудняющий адаптацию первокурсников к университетским требованиям; нехватка квалифицированных научно-педагогических кадров; рост неудовлетворенного спроса на использование дистанционного и инклюзивного образования, высокий уровень безработицы, нехватка квалифицированных рабочих кадров; отток талантливой молодежи и квалифицированных кадров из республики; недостаток инвестиционных ресурсов; не координируемая регионом практика заказа подготовки специалистов; «вымывание» наукоемких отраслей; снижение ценности научно -образовательного потенциала региона; снижение темпов экономического развития; снижение качества жизни; изменение структуры рынка труда. К внутренним ограничениям высших учебных заведений региона можно отнести: устаревший по некоторым направлениям подготовки портфель образовательных программ; моральное устаревание учебного и научно-исследовательского лабораторного фонда; наличие ограничений кадровых ресурсов и компетенций персонала; низкий уровень компетенций сотрудников университета в сфере управления проектами и процессного менеджмента; небольшое количество стейкхолдеров, отсутствие эндаумент фонда.

В ходе исследования определились основные разрывы не только локальные (региональные), но и глобальные (российские и мировые). В том числе и новые еще не внедренные в региональных вузах Северного Кавказа тренды: сетевой формат обучения (разные образовательные модули обучаемые могут получать в разных учебных заведениях; индивидуальный подход к обучению (для каждого обучающегося формируется собственная индивидуальная образовательная программа); усиливающаяся конкуренция глобальных образовательных систем; успешное функционирование открытых образовательных платформ; непрерывное образование; изменение социальной функции университета; серьезное усиление монетизации образования. В рамках решения задачи 2 построены основные треки онтогенеза высшего учебного заведения на современном этапе.

При выявлении синергетических взаимосвязей между экономическими параметрами, необходимыми для качественного функционирования всех трех пространств как региона, так и вузов территории было решено применить теорию экосистем. Впервые было введено понятие экономико-социальной образовательной экосистемы.

Первая (внутренняя) модель генезиса вуза построена с применением методов дробного интегрирования, которые оправданы, учитывая, что все три пространства (знаний, согласия и инноваций) носят пористый, так называемый фрактальный характер.

Построенная модель №1 является одной из первых математических моделей экономического развития современного высшего учебного заведения. Опираясь на теорию триплекса генезиса университета новейшей формации, модель демонстрирует прямую зависимость от изменений входных параметров процесса экономического развития университета как из пространства знаний, так и из пространства инноваций и пространства согласия. От всех предшествующих ей моделей данная отличается математической платформой построения. Впервые при моделировании использованы непрерывные методы теории уравнений с дробной производной. Компьютерный эксперимент показал хорошую коррелируемость результатов моделирования и эмпирических данных, взятых из мониторинга эффективности вузов (http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo).

Впервые в моделировании подобных экономических задач введено понятие компартментальности индикаторов модели, которые определены как лимитирующие факторы.  В случае отсутствия их возобновления происходит остановка развития экосистемы вуза. Лимитирующие факторы описываются с помощью закона сохранения потребляемых сообществом экосистемы ресурсов. Впервые введено понятие оптимума исследуемой социально-экономической экосистемы (СЭЭС). Чем больше отклоняются значения факторов от оптимума, тем сильнее угнетается состояние системы. Учитывая пределы выносливости системы (диапазон значений индикаторов, за которыми нормальная жизнедеятельность СЭЭС становится невозможной) и закон толерантности, впервые адаптированный для социально-экономических моделей, выбраны основные индикаторы моделируемой системы, которые отражают синергетическую взаимосвязь моделируемых объектов и участвуют в построении компартментальной модели. Построенная с помощью динамического уравнения диффузии, действующего на n-мерном диапазоне толерантности, модель № 2 позволяет определить оптимальное с точки зрения моделирования количество региональных производственных площадок и внешних стейкхолдеров, необходимых для ускоренного создания и развития пространства согласия вузов КБР.