Skip links

ОКОЛО 200 ЧЕЛОВЕК ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ОРГАНИЗОВАННОМ КБГУ

На базе Эльбрусского учебно-научного комплекса Кабардино-Балкарского государственного университета м. Х.М. Бербекова прошел I Международный Форум «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы», в котором приняли участие эксперты по психологии и педагогике, социальные педагоги образовательных учреждений, преподаватели и студенты КБГУ, дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители.

Открывая форум, его участников тепло поприветствовала директор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования КБГУ Ольга Михайленко. Она отметила, что вопросам инклюзивного образования и воспитания в последние годы уделяется серьезное внимание на государственном уровне и у института есть серьезные наработки в этом направлении, которые заслуживают обстоятельного рассмотрения и обсуждения в профессиональной среде.

«Мы рассмотрим модель развития инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных аспектах: дидактическом, творческом, юридическом. Наша цель – использовать эту площадку с максимальной пользой. И я очень признательна, что нас в этом поддержали коллеги из Германии, Бали, Северо-Кавказского федерального университета», – сказала Ольга Михайленко.

С приветствием к участникам форума обратилась ведущий Советник главы Кабардино-Балкарской Республики Нина Емузова, доктор психологических наук, научный сотрудник, преподаватель кафедры общей дидактики и эмпирического исследования Технического университета города Дрездена Юлия Койнова-Цельнер, доцент кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета Галина Козловская, проректор КБГУ по учебной работе Вадим Лесев.

«За последние три десятка лет в России произошли коренные изменения в вопросах инклюзивного образования», – отметила Нина Емузова. – «Если раньше мы могли говорить об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья только в специальных образовательных учреждениях, чаще всего закрытого типа, то сегодня мы говорим уже об инклюзивном, т.е. совмещенном образовании, когда дети с ОВЗ обучаются в обычной школе. В этом плане мы очень отставали от стран Запада, от Америки, потому что там это было уже давно сделано. И все программы сегодня, которые мы предлагаем для создания условий доступной среды, они как раз помогают решать эти вопросы. Сегодня есть возможность в обычной школе обучать детей, потому что там есть доступная среда, есть подъемники, если дети на колясках, есть разгрузочные комнаты, есть совершенно другой педагогический корпус, который сегодня подключен к этой работе. Это не один учитель на весь класс, а это и тьюторы, и педагоги, и психологи, и логопеды, т.е. целая команда специалистов-профессионалов, которая профессионально работает. Организаторы избрали хороший формат форума. Здесь есть и состоявшиеся уже педагоги, которым есть что рассказать, управленцы, здесь есть руководители проектов и программ. И здесь есть хорошая группа студентов, которые погрузятся в эту проблему, есть возможность и есть некое видение, что это как раз та группа, которая будет с нами в дальнейшем работать в этом направлении», – отметила советник главы КБР.

Был рассмотрен широкий круг вопросов инклюзивного образования детей с ОВЗ, трудоустройства инвалидов, психологические проблемы семей, воспитывающих детей – инвалидов и с ОВЗ, различные дидактические и коррекционные методики, применяемые в работе с особенными детьми.

«Проблема инклюзивного образования – это проблема образования для всех. Это стоит больших усилий и финансовых затрат. Это работа над преодолением социальных «ножниц» системы образования на всех уровнях: административном, практическом школьном, в работе с родителями. Чтобы не было внутренней и фактической изоляции лиц с ОВЗ и их семей. Общество – это все. И нам нужно научиться по-другому понимать, что значит «все». Нам нужно понять, признать, что любой ребенок уникален и имеет право на индивидуальную траекторию развития и некоторые нуждаются в поддержке в большем объеме без выделения в категории. Этот форум уникален тем, что здесь работают, как психологи, социальные работники, ученые, так и дети с их родителями. В таком тандеме рассматриваемые проблемы становятся более очевидны, как и их решения», – подчеркнула доктор психологических наук, научный сотрудник, преподаватель кафедры общей дидактики и эмпирического исследования Технического университета города Дрездена Юлия Койнова-Цельнер.

Полезными, как для специалистов, так и для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья были мастер-классы по арт-терапии, музыкально-педагогическим технологиям, тимбилдингу и дидактическим упражнениям с особенными детьми. В их организации активную поддержку оказали волонтеры-студенты кафедры психолого-педагогического образования ИППиФСО КБГУ.

Leave a comment